Где можно отдохнуть в Украине?

 

Где можно отдохнуть в Украине?




Где можно отдохнуть в Украине? Первое, что приходит в голову - Карпаты и Крым. Знатоки посоветуют Волынь и Шацкие озера. И мало кто знает, что можно организовать т.н. «дикий» отдых в центре Украины, на Черкасщине. Что же там такого примечательного? Нет там пятизвездочных отелей, развитой туристической инфраструктуры и сервиса, но есть символ гайдамацкой славы - Холодный Яр, с его многовековым дубом Максима Зализняка, многострадальным Мотронинским монастырем, а также множеством древних курганов. Наш майский поход, правда, нельзя назвать совершенно диким. Передвижение группы осуществлялось под патронажем туроператора «Контур» в лице инструкторов Олега Пацыру и Надежды Помарнацкой (информацию можно получить здесь http://www.extremeparty.dp.ua/). Итак, что же это за место - Холодный Яр?
Феномен Холодного Яра

Ученые пытаются выяснить причины возникновения столь необычного места. В научной литературе появилось сенсационное сообщение, что около 60 миллионов лет назад сюда, в центральную часть нынешней Украины, где в то время был вулкан, врезался астероид диаметром в 2,5 километра, и произошел кромешный ад. Осколки астероида полетели на сотни километров. Заговорил вулкан, почва раскалилась до 2,5 тысячи градусов, землю затрясло, поднялся сильнейший ураган, солнце от выбросов исчезло на многие месяцы, и наступила ядерная зима, от которой планета в этом месте отходила несколько миллионов лет.

На маршруте...К валам с.ШевченкоВот эту «ветвистую» вмятину от гигантского астероида ныне и называют Холодным Яром. Космонавты говорят, что когда корабль пролетает над ним, то некоторые приборы зашкаливают.

Феномен Холодного Яра и в том, что здесь насчитывается добрых полторы сотни источников, ручейков, озерец, речек и масса разновидностей растений - трав, цветов, деревьев, большинство из которых занесены в Красную книгу. По рассказам местных жителей, в Сечевом яру долгое время стоял пень дуба возрастом 1500 лет, а 300-500-летних насчитываются десятки, есть 250-летние орехи, дикие столетние груши и горькие черешни. Да и люди здесь живут дольше, чем где-либо. И сегодня здесь есть еще живые свидетели легендарной «Холодноярской республики» 1918-1922 годов, продержавшейся дольше всех, отстаивая самостоятельную Украину и от белогвардейцев, и от «коммуно-большевистских захватчиков» с их продразверсткой, ревкомами и коммунами. Организовав по казацкому принципу повстанченские отряды под предводительством атаманов, холодноярцы под лозунгом «Воля Украины - или смерть» удерживали четыре года почти всю Черкасщину, оказали самое упорное сопротивление порабощению, заплатив за это большой кровью. Леса Холодного Яра щетинились партизанскими отрядами в годы Великой Отечественной войны. Хутор Буда фашисты сожгли дотла, а жителей расстреляли за поддержку партизан. Но в историю здешний край вошел знаменитой гайдамацкой Колиивщиной ХVIII века под предводительством запорожского казака Максима Зализняка и сотника Ивана Гонты. Здесь начиналось то крупнейшее восстание против польской шляхты, которому Тарас Шевченко посвятил наиболее известную свою поэму «Гайдамаки», здесь в Мотронинском монастыре святили гайдамаки ножи против ожесточившихся униатов, а у тысячелетнего дуба собирались из окрестных сел повстанцы под боевые песни кобзарей. Сейчас в память о тех кровавых событиях место сбора называют дубом Зализняка. К тому времени, к 1768 году, ему уже было более восьмисот лет.

Спортивный поход клуба «Красная пантера» и клуба «Гайда У!»
Маршрут: Каменка – Головятино – Шевченко - Грушковка - Жаботин – Мельники - Трушевцы

Коленка разбита и путь непрямой, и где ж та дорожка обратно домой?!!Майское путешествие в прошлое и настоящее, не только познакомило нас с историческими событиями, но и научило понимать их взаимосвязь. Шли мы не столбовой дорогой, а окольными путями ибо, как в Псалтыре в одном из псалмов сказано, что именно окольными путями дорога правды проходит. Многовековая история украинцев вместила в себе огромное количество великих событий, о которых мы и сейчас не очень глубоко осведомлены. Конечно, нельзя отвергать тот факт, что нашу историю силой вырвали у нас из памяти. Но часто мы и сами не очень-то стремились ее узнать. Но сейчас, когда мы заново знакомимся с нашей историей, мы не можем не рассказать вам о том, какие тайны хранит в себе наша земля.

Свято-Троицкий Мотронинский монастырь

У входа в Мотронинский монастырьСреди бесконечных лесов чигиринщины расположился Мотронинский монастырь. Пожалуй, это место запомнилось больше других. Монастырь — место особенное. Пребывая здесь, душа настраивается как-то отлично, оттого что мы думаем и чувствуем, находясь среди городского шума. Здесь сама душа, кажется, соприкасается с исторической действительностью. Как будто все, кто жил на этом месте, оставили здесь следы своего незримого присутствия. Войдешь под шатер этих старых деревьев, ступишь ногой в мягкий ковер разнотравья, прислушаешься к этой таинственной тишине, и кажется, что завеса времени расступается перед твоим внутренним взором, и события тысячелетней давности выступают из прошлого как современность...

«Вот послышался звук военной трубы, зовущей в поход. Древнерусская дружина во всей своей богатырской силе и славе показалась за ближайшим холмом. Это войско храброго воеводы Смелянского Мирослава выступает в поход к стенам стольного града Киева для защиты его от печенегов. Воеводу провожает красавица-жена Мотрона. «Береги крепость», — говорит ей Мирослав, прощаясь перед дальней дорогой. Мирослав не даром беспокоится о крепости: совсем недавно сооружена она здесь по его повелению, после одного из посещений этих мест Киевского князя Ярослава Мудрого. Ярослав Мудрый облюбовал и одобрил это место для защиты рубежей Отчизны от набегов диких кочевников, а Мирослав воплотил его замысел в жизнь. О, женщины древней Руси не были избалованными, капризными неженками. В трудное время могли они и на коня сесть, и стать плечом к плечу с мужьями для защиты родной земли. Потому и поручил молодой воевода свою крепость любимой жене, знает, в надежные руки вручил... День и ночь ждет молодая княгиня возвращения любимого мужа. А его все нет и нет. Все глаза проглядела, его дожидаючи, всю любовь свою собрала для него в сердце своем. И вдруг нежданно-негаданно — что это? Чужое войско у валов крепости, чужие одежды, чужие стяги. Мужественная Мотрона отдает приказ на бой с противником. Градом посыпались стрелы, завязалась битва. Не разглядели храбрые защитники крепости в ночной темноте, что под чужими шлемами дорогие им лица, под вражескими доспехами — родные сердца... И только когда пали первые убитые, открылась выдумка охмелевшего от радости победы над печенегами воеводы: решил он проверить, надежно ли охраняется его крепость, а для этого и приказал своей дружине переодеться в чужие одежды... Погиб в ту ночь и сам бесстрашный воевода. Что ты наделала мужественная Мотрона? Не от руки печенегов, не от злобной вражеской руки погиб твой муж, единственный твой — погиб он от той руки, которая так жаждала обнять и прижать к сердцу... Поклонилась до земли зелена трава от горя, ропот стона пробежал по вековым деревьям, плачет земля, вынужденная принять в себя славу и гордость земли Русской. Неутешно горе княгини Мотроны. Это даже не плач Ярославны — горе это гораздо большее, потому что содеяно собственными руками, печаль неизгладимая... Но княгиня Мотрона — христианка. Не может быть у нее безнадежного отчаяния. Нет, у нее есть надежда — Христос. Он допустил роковую ошибку, но Он же и исцелит неутешную сердечную рану. Не нужны больше молодой красавице-княгине ее богатства несметные, золото и наряды ни к чему больше ей. Никогда уже не украсит она свою лебединую шею дорогим ожерельем, не завьет красиво волосы, не наденет праздничные наряды, монастырь теперь ее дом, а одежда — монашеское рубище. А чтобы постоянно была возносима к престолу Божию молитва за любимого мужа, повелела она на свои деньги построить мужской монастырь на том месте, где погиб воевода Мирослав. Десять веков прошло с тех пор, а монастырь и по сей день носит имя княгини Мотроны и дарит свет надежды всем, потерявшим надежду в этом превратном мире».

Так объясняет название монастыря древняя легенда. Так ли все было на самом деле? Думается, что так. Иначе не дошел бы к нам этот красивый рассказ из глубины веков. Во всяком случае, князь Мирослав, воевода Смелянский — реальная историческая личность, и он действительно участвовал в последнем походе древнерусских дружин против печенегов. А в третьем томе «Географическо-статистического словаря Российской империи», изданном в Петербурге в 1866 году П. Семеновым, сказано: «На этом месте жила, по преданию, какая-то княгиня Мотрона еще до нашествия Батыя, что подтверждается древними валами...» Упоминает об этой крепости и Ипатиевская летопись, которая под 1118 годом сообщает, что это славное городище было «для стерегущи земли русские». Последний поход древнерусских дружин на печенегов, организованный Ярославом Мудрым, который и положил конец набегам этих кочевников на Русскую землю, состоялся в 1036 году. Таким образом, мы восходим к дате основания монастыря — первая половина XI века. И если народная память и украсила поэтическими образами этот исторический факт, то в истинности самого события можно не сомневаться.

Мотронинский монастырь — одна из древнейших обителей Киевской Руси в 1911 году стал женским.

Придя вечером после длительного перехода по холодноярским лесам и полям в монастырь, мы попали на Крестный ход. Чуть более десяти монашек с образами, церковными хоругвями и свечами в руках совершали Крестный ход вокруг монастыря в память о защитниках отечества павших в битвах. По окончании Крестного хода сердобольные монашки напоили нас парным молоком и вручили целый кулек просвирок, которые мы съели на следующее утро. Предлагали еще накормить, но мы вежливо отказались, сославшись на то, что нас ждет горячий ужин на месте стоянки, которая находилась в 200 метрах от монастыря среди безбрежного леса в глубоком яру у чистого освежающего родника... Вообще Холодный Яр – местность чрезвычайно красивая и богатая флорой и фауной, а одновременно и неприступная, благодаря многим возвышенностям и ущельям, или ярам, как их здесь называют. И вся территория эта недаром носит такое название, потому что даже в знойный летний день благодаря природным особенностям здесь ощущается свежесть и прохлада. Во время опасности Холодный Яр становился неприступным укрытием для защитников родной земли, а Мотронинский монастырь часто нес на себе результаты всех политических столкновений, не раз будучи разоряем, а иногда и разрушаем до основания.

Видели мы и те самые древние валы, которые подтверждают, что существовало здесь славное городище для охраны русских земель. Очень много памятных знаков встретилось нам по пути. Берегут здесь историю!

Неизвестные валы с. ШевченкоЕще одни валы у с. Шевченко. Раньше этот хутор назывался по фамилии пасечника. Это был известный центр пчеловодства. Находки в районе валов были разными. Поэтому возраст этих валов установить сложно.

А вот как описывает географию Холодного Яра Юрий Горлис-Горский в своем романе «Холодный Яр»:

«... старе русло річки Косарки, з якою зв'язана легенда про те, що коло тисячі років тому назад якась княгиня Мотрона перетворила свій укріплений замок на манастир, бо в дійсності це манастир св. Тройці, а не Мотрони. Ось у цей бік до Жаботина гори Весела і Червона, на яких стояв гайдамацький табор. Он там — Скарбовий Яр, в якому була гайдамацька скарбниця. А там пішли Кривенків Яр, Чорний Яр, Попенків Яр, Гадючий Яр, а Холодний Яр у цей бік, верстви півтори-дві звідтіль. Починається від Мельничанських хуторів і тягнеться верстов із сорок, десь аж за Лебедин. Він найглибший з усіх, його схили в деяких місцях мають з вісімсот метрів висоти.
Для нас тепер Холодний Яр має те саме значення, що й всі останні яри. Дорогий той вогонь, який заховався в серцях людей кругом нього... »

Юрий Горлис-Горский. Холодный Яр

Дуб Максима Зализняка

Многовековой дуб единственный в Украине к концу второго тысячелетия, совсем было погибал, засыхая на корню. Но его спасли. Просверлили вокруг несколько скважин глубиной семьдесят метров (ведь корни дуба, как говорят, как бы зеркально отражают само дерево), закачали туда подсказанные учеными спецудобрения, а сверху под корень закопали и несколько падших коров. Словом, «принесли жертву», как это делали древние люди по повелению волхвов. И он ожил, вновь зазеленел. Правда, внизу, метров на двадцать, он совершенно голый.

Трудно себе представить, что эта могучая деревина двенадцати метров в обхвате стоит на этой земле второе тысячелетие. Значит, росточек его выткнулся из почвы еще тогда, когда, согласно украинской хронологии, только образовывалась Киевская Русь, а первый упомянутый в летописях князь Аскольд еще и не родился. Жившие в этих местах храбрые, мужественные и свободолюбивые поляне-русичи, как пишет в своей истории Украины М.Грушевский, поклонялись видимому им богу-солнцу, от которого, по их наблюдением, пробуждалось все живое, обожествляли огонь, воду, землю, деревья, зверей и птиц. По словам византийца Прокопия Кесарийского, эти обычаи делали их приветливыми и гостеприимными к иностранцам, приходящим с миром, а музыка, песни, танцы, подогретые медовыми напитками, отличали их от других племен. Из многочисленных растений- тотемов (святых символов) особо почитался дуб как дерево бога грозы Перуна. Ему-то и приносили в жертву наиболее щедрые дары - быков. В соответствии с учением древних философов-волхвов, души умерших мужественных и сильных воинов и ратаев возрождались именно в дубах. Поэтому дома рекомендовалось строить из них. В таких жилищах, по их мнению, должны и рождаться хорошие воины и работящие пахари земли. Был и обычай садить у нового двора молодоженов дубы - символ крепости семьи, сохранившийся в некоторых регионах Украины и поныне.

"Ой, чого ти, дубе, на яр похилився?"

Дошли до наших дней и десятки песен о дубах, а та, что начинается словами "Ой, чого ти, дубе, на яр похилився?" жители упомянутого хутора Буда и других окрестных сел считают своей, посвященной именно этому дубу, стоящему как раз на склоне громадного оврага.

Нашего лесного исполина в три обхвата не обымешьНаши детишки из клуба «Красная пантера», решили измерить «дубок» обхватами. Выстроились живой цепью вокруг деревины, прижались к ней и почувствовали, как мощно сок земли идет по стволу на всю его умопомрачительную высоту. Вот она непостижимая энергетика и сила!

Есть также в Яру источник под названием "Зюркало". Это любовно ухоженный родничок, где вода, стекая через деревянный желобок, так мелодично журчит, что заслушаешься. А вкус ее - холодной и серебристо-прозрачной - вообще неповторим. Сюда со всей округи едут за этой водой, считающейся целебной, спасающей от всех хвороб. И таких по яру очень много: Живун, Святой (с. Жаботин, на базе действует завод минеральных вод), а здешняя река, кстати, зовется Серебрянка.

До с. Буда еще в Жаботине, наше внимание привлекла женщина, несшаяся откуда-то слева. Как мы потом поняли, это была работница завода минеральных вод. В руках она держала начатую упаковку минеральной воды... Остановились. Запыхавшаяся женщина торжественно вручила нам пару полуторалитровых бутылок той самой воды из Святой криницы. Поблагодарили и двинулись дальше. Нетерпелось хлебнуть газированного эликсира, но пока ограничились рассматриванием этикетки, на которой было написано – радоновая. Сразу вспомнили о вулкане с центром в с.Бовтышка, благодаря которому, в этой местности так много радоновых источников, которые добавляют местному населению доброго здоровья и долголетия. К сожалению, потом уже в супермаркетах Днепропетровска мы не обнаружили этой целительной и вкусной воды.

Вообще по яру насчитывается около шестидесяти сел и хуторов, а сам яр - это целая система оврагов, овражков, балок, буераков, холмов, склонов, удлиненных и круглых провалов, урочищ. И почти у всех свое название. Буда - это название чисто украинское, и идет от старого названия промысла по изготовлению древесного угля, дегтя, поташа. И сел с таким названием по Украине около 80. А есть еще яры и урочища Скарбовый, Гульбище, Склык, Гута и т.д. Вся эта овражная система простирается на 250 километров в виде плоскогорья, поднятого над уровнем моря на 224 метра и сплошь заросшего дремучими лесами. На этой территории найдены большие древние городища, опоясанные 60-километровым валом в восемь метров высотой и рвом глубиной в девять метров. Ученые предполагают, что на территории Холодного Яра существовал в доисторические времена античный прагород с оборонительными сооружениями, крупнейший в Европе. Он хранит в себе массу пока не разгаданных тайн и занесен в перечень памятников всемирного значения.

Трудно себе даже представить, свидетелем каких событий был зализняковский лесной ветеран. Он уже был столетним, когда, быть может, возле него встретил вещий Олег волхва и просил его, как говорится в известной балладе Пушкина, предсказать свою судьбу. Под ним, может быть, спал на привале, подложив под голову седло, воинственный Святослав, идя в очередной военный поход. Здесь, в Холодном Яру, спасались волхвы от гонений князя Владимира, крестившего Русь. Проходящий рядом «Черный шлях» свидетельствует о том, что здесь проходили татаро-монгольские полчища, после которых на земле не оставалось ни одной травинки. Через Холодный Яр мимо этого дуба шли в Суботов и в Чигирин к Богдану Хмельницкому, под его булаву все, кто услышал его клич идти против Речи Посполитой за освобождение Украины от польского гнета, а сам Богдан якобы под дубом иногда проводил свои рады со старшинами во время освободительной войны.

...Стоит в центре Украины вот такое чудо природы. Ветрами веков овеянное, жарким солнцем обласканное, грозами и злыми непогодами сеченное, оно стоит зеленое, могучее, несокрушимое.

читать о дубе еще (последняя статья на странице)
читать еще «Гайдамацький рух на Правобережній Україні»

Каменский литературно-мемориальный музей А.С.Пушкина и П.И Чайковского

В музееЕще на пути в Холодный Яр наша группа, интересующаяся казацким периодом истории Украины, не могла не остановиться в Каменке. Хоть место это больше связано с именами героев Отечественной войны 1812 года, членами южного «тайного общества», которых впоследствии назвали декабристами, а также с именем П.И.Чайковского. И все-таки жители Каменки сражались в рядах войск Богдана Хмельницкого за национальную независимость украинского народа. Именно к периоду освободительной войны 1648-1654 годов и относится первое упоминание слободки Каменки в исторических документах.

Городская улица отделяет основную часть парка Декабристов от его уголка, где расположен так называемый «Зеленый домик». Его построили Давыдовы в начале 19 века. Во времена Пушкина здесь размещалась часть библиотеки, бильярд и столики для игр. Вечерами в «Зеленом домике» собирались декабристы, часто здесь бывал А.С Пушкин, позже жил П.И Чайковский.

Домик этот скромный и неказистый. Но все то, что мы увидели и услышали, переступив его порог, оставило неизгладимое впечатление и отчасти благодаря нашему экскурсоводу, который сопровождал экскурсию занимательным ярким рассказом о том историческом времени и его героях. А по окончании экскурсии нам сыграли несколько произведений из «Детского альбома» на том самом рояле, на котором играл П.И.Чайковский.

Подошла к концу четырехдневная экскурсия. За эти дни мы прошли приблизительно 70 км «чисто украинского» маршрута с его неповторимыми ландшафтами. И если говорить об организации здесь туров, то, пожалуй, к нашему маршруту можно было бы добавить еще несколько дней и посетить славные города Суботов и Чигирин.
Размещено: 17.05.2005

Информация из:
http://www.panterra.com.ua/review/40/sport_pohod.htm


Создан 21 авг 2007



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником